Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном мире, где темп жизни значительно ускорился, увеличилась доля “цифрового пространства” и доступность информации, происходит интенсивная перестройка, а в некоторых случаях и разрушение устоявшихся представлений о сущности семьи, роли в ней мужчин и женщин, значение воспитания, материнства и отцовства в жизни человека. В обществе все чаще бытует мнение, что семья разрушается, из нее уходят традиционные ценности (любовь, забота, сопереживание, ответственность за детей), снижается готовность молодых людей заводить детей, усложняются внутрисемейные отношения (конфликты, непонимание, одиночество в семье), растет число внебрачных рождений и, как следствие, наличие неполных семей. В то же время в ряде исследований представлены результаты, свидетельствующие о сохранении влияния семьи на ценностные установки молодых людей в структуре их жизненных ценностей. Семья остается для человека тем “островком”, где он может получить помощь, поддержку, защиту, не говоря уже о ребенке, для которого семья выступает средой первичной социализации.
Особую актуальность для теории и практики имеет изучение феномена семейной субкультуры, который дает возможность понять определенные формы и методы регулирования отношений между членами конкретной семьи. Открывается огромное поле для психолого-педагогических исследований семейной субкультуры и ее значения в формировании и развитии как каждого члена семьи, так и семьи в целом. Семейная культура выражается через традиции, роли, убеждения и другие области. На семейную культуру могут влиять многие аспекты, такие как религия и сообщество вокруг вас. Религия может сильно влиять на семейную культуру, что может быть продемонстрировано католической религией во многих испаноязычных странах. Большинство испаноязычных культур исповедуют католические верования, и внутри семьи эти верования практикуются в разной степени. Например, одна семья может посещать католическую мессу каждую неделю, в то время как другие могут посещать ее только раз в месяц. Все это может зависеть от стандартов и культурных норм данного сообщества. Каждая семья индивидуальна, и у каждой семьи своя культура.
Степень разработанности. Исследовали данную тему такие авторы как Алешина Ю.Е., Корягина Н. А., Кратохвил С., Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В., Малярова Н.В., Поддубный Н.В., Порхунова, А. Е., Почебут Л. Г., Чикер В. А.
Проблема исследования: повышение численности неблагополучных семей со своим типом закрытых взаимоотношений, что осложняет работу специалистов по социальной помощи.
Целью исследования выявление особенностей и различий во внутренних взаимоотношениях семейной субкультуры в неблагополучных семьях.
Задачи исследования:
1. Изучение понятия семейной субкультуры.
2. Теоретический анализ особенностей семейной субкультуры неблагополучной семьи.
3. Изучение особенностей семейной субкультуры в России и за рубежом.
4. Проведение эмпирического исследования.
5. Описание результатов эмпирического исследования и разработка рекомендаций.
Объект исследования: неблагополучные семьи.
Предмет исследования: семейная субкультура межличностных контактов.
Гипотеза исследования: Семейная субкультура может оказывать негативное влияние на формирование межличностных контактов в неблагополучной семье.
Методы исследования: общетеоретические (анализа, синтеза информации, сравнения), социологического исследования, эксперимента, прогнозирования.
Теоретическая значимость: раскрыто понятие семейной субкультуры и ее особенностей в неблагополучных семьях.
Практическая значимость: проведено эмпирическое особенностей семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучной семье, что позволяет расширить поле деятельности и улучшить деятельность специалистов по социальной работе во взаимодействии с неблагополучными семьями.
База практики:
Структура исследования:
Во введении описана актуальность, цели и задачи, гипотеза и проблема, объект, предмет исследования, значимость исследования.
В первой главе проведен теоретический анализ семейной субкультуры и межличностных контактов неблагополучных семей.
Во второй главе проведено эмпирическое исследование семейной субкультуры и межличностных контактов неблагополучных семей.
В заключении приведены выводы по работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ СУБКУЛЬУТРЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНТАКТОВ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Понятие семейной субкультуры
Субкультура - это меньшая культурная группа внутри более крупной культуры. Эта группа разделяет набор ценностей, верований, ритуалов и традиций. Если вы специалист по маркетингу, изучение различных субкультур может помочь вам понять, почему люди действуют и думают определенным образом, и создать подходящие и эффективные маркетинговые стратегии. В этой статье мы обсудим, что такое субкультуры, и приведем список примеров.
Субкультуры - это группы индивидов внутри культуры, которые отличаются от родительской культуры, к которой они принадлежат. Члены субкультур обычно придерживаются некоторых основополагающих принципов родительской культуры. Субкультура формируется, когда группа людей имеет общий набор переживаний или ценностей, которые отличаются от доминирующей культуры таким образом, чтобы соответствовать обязательствам и ценностям их группы [5].
Если вы специалист по маркетингу, понимание различных субкультур может помочь вам провести сегментацию рынка и определить свой целевой рынок, чтобы вы могли разработать подходящую маркетинговую стратегию. Например, вы можете помочь компании разработать продукты, подходящие для подростковой культуры, и создать рекламу, ориентированную на этих потребителей. Каждая субкультура, как и культура в целом, обладает уникальными установками, убеждениями и ценностями, которым вы можете научиться, чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию.
Современная семья принимает множество форм — от домохозяйств с одним родителем до смешанных, — но у них есть одна общая черта: потенциал для развития дисфункциональных семейных ролей. Эти роли могут быть проблемой, потому что, когда в семье возникает дисфункция, дети дошкольного возраста, подростки и молодые взрослые могут испытывать проблемы, включая ссоры между братьями и сестрами, беспокойство в семье и употребление психоактивных веществ [14].
Семейная культура может относиться только к ближайшим родственникам или быть репрезентативной для расширенной семьи и предков. Чтобы понять определение семейной культуры, лучше всего разделить эти два слова.
Одно из широких определений семьи - это "социальная группа в обществе, состоящая из людей, связанных друг с другом различными способами".
Определение культуры - это "определенный набор обычаев, морали, кодексов и традиций определенного времени и места".
Соедините эти слова вместе, и получится определение семейной культуры как "особого набора обычаев, морали, кодексов и традиций, разделяемых социальной группой родственных людей".
Семейная культура также передается из поколения в поколение, и это означает, что ею делятся и усваивают. Она является общей, потому что по мере роста семьи новые поколения знакомятся с традиционными семейными практиками, а затем это становится рутиной для этого нового поколения. Семейная культура изучается посредством инкультурации, которая представляет собой процесс, посредством которого человек усваивает требования культуры, которой он или она окружен. С помощью инкультурации индивид также научится поведению, которое уместно или необходимо в данной культуре. Влияние приобщения к культуре со стороны семьи направляет и формирует личность [21].
Культура каждой семьи так же уникальна, как и семья, которая ее олицетворяет. Хотя невозможно определить единые характеристики семейной культуры, есть некоторые вещи, которые обычно составляют семейную культуру.
Невысказанное - семьи не часто обсуждают свою культуру, они просто знают, чего ожидают и что принято.
Ожидания старших - Старшие поколения возлагают большие надежды на то, что молодые поколения сохранят те же ценности, обычаи и общую семейную культуру.
Взаимные отношения - все члены семьи придерживаются одних и тех же стандартов и должны отвечать взаимностью на то, что им дают или как с ними обращаются.
Эти семьи берут пример с церкви или религиозных общин, включая христианство, иудаизм или ислам.
Они определяются сильным моральным компасом, который требует, чтобы все члены церкви обладали сильным чувством правильного и неправильного в соответствии с их системой убеждений.
Примером может служить традиционная арабская семья, где с бабушками и дедушками всегда советуются при принятии важных решений, таких как вступление в брак, потому что в Коране говорится, что пожилых людей уважают.
Семья как интегрированная и функциональная ячейка общества в течение значительного периода времени привлекала внимание и воображение исследователей [1] В то время как семья сама по себе является предметом изучения, не менее важной для исследований является ее роль как фактора, влияющего на развитие, поведение и благополучие индивида. Семья является базовой единицей изучения во многих дисциплинах социальных наук, таких как социология, психология, экономика, антропология, социальная психиатрия и социальная работа. [2] Это также единица изучения в медицинских науках, особенно в понимании эпидемиологии и естественной истории заболеваний. Она также является базовой единицей для семейной медицины. Определения семьи в ходе переписей варьировались от страны к стране, а также от переписи к переписи внутри страны. Слово "домашнее хозяйство" часто использовалось в качестве замены термина "семья". Использование определения как “все люди, живущие в одном домохозяйстве” может быть ошибочным, поскольку, с одной стороны, оно может включать людей, не состоящих в родстве, а с другой стороны, может исключать тех членов семьи, которые временно находятся в отъезде.[3] Этот тип определения не позволяет идентифицировать единицы, которые функционируют как семьи в экономическом, социальном или эмоциональном смысле, но обычно не проживают в одном домохозяйстве.[4] Хотя литература часто фокусируется на семейных условиях проживания, членство в семье включает обязательства между поколениями, независимо от того, где проживают члены семьи.[5]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамов, В.Е. Экономика и статистика: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2019. – 287с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с.
3. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1989. — № 2. — С. 44–53.
4. Андреева Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2007. — 384 с.
5. Андреева, Т.А. Введение в теоретическую статистику. Учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный университет, Экономический факультет. Новосибирск, 2018.
6. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 216 с.
7. Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов на различных стадиях жизненного цикла. Психология семьи: хрестоматия / сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. — С. 321– 323.
8. Голубева, А. А. Типы неблагополучных семей: теоретический аспект / А. А. Голубева, Е. В. Безносюк // Актуальные проблемы современной семьи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 29 апреля 2021 года. –", 2021. – С. 240-245.
9. Дедов Н. П., Коробанова Ж. В., Неврюев А. Н. Социальная психология. Учебное пособие для бакалавриата. — М.: Прометей. 2020. 160 с.
10. Дереча В. А. Социальная психология. Зависимое поведение. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 182 с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи. Журнал Высшей школы экономики. 2005.
12. Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф., Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
13. Коростылева H.H. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (Исследование тендерного конфликтогенеза). Монография. М.: Библионика, 2005.
14. Коростылева Н.Н. Основы гендерной конфликтологии. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного унта, 2003. — 192 с.
15. Корягина Н. А. Социальная психология: теория и практические методы. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 316 с.
16. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М.: Медицина, 1991. — 336 с.
17. Крысько В. Г. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. — М.: КноРус. 2020. 304 с.
18. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. — СПб., Речь, 2005.
19. Малярова Н.В. Особенности социологического анализа семейных конфликтов. Социологич. исслед. № 1. 1984.
20. Москов, А. А. Социальная работа с неблагополучными семьями на муниципальном уровне / А. А. Москов // European Scientific Conference: Сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 мая 2020 года. –2020. – С. 323-325.
21. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 224 с.
22. Нагорнова, А. Ю. Особенности детско-родительских отношений в неблагополучной семье / А. Ю. Нагорнова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2021 года. Том Часть 1. –2021. – С. 256-260.
23. Поддубный Н.В. Психологические проблемы первичной беседы с разводящимися супругами. Психологический журнал. — 1987. № 2, Т. 8. — С. 125–131.
24. Понамарева, Е. В. Семейное неблагополучие в современной образовательной практике: критерии и показатели / Е. В. Понамарева, Г. Н. Мезинова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXIX Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 ноября 2020 года. –2020. – С. 321-323.
25. Порхунова, А. Е. Влияние межличностных отношений в семье на формирование личности ребенка в современном мире / А. Е. Порхунова, А. Н. Сидоров, М. В. Ветюгова // Образование и проблемы развития общества. – 2020. – № 1(10). – С. 133-139.
26. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 552 с.
27. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 246 с.
28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2002.
29. Диагностика межличностных отношений [Электронный ресурс] – URL: https://gc-pmss.ru/files/pdf2017/diagnostika_mezhlichnostnih_otnoshenij.pdf (Дата обращения: 28.02.2023).
30. Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] – URL: https://kmc23.ru/?p=4294 (Дата обращения: 28.02.2023).
31. Тест на удовлетворенность браком (Алешина Ю. Е., Гозман JI. Я., Дубовская Е. М.) [Электронный ресурс] – URL: http://www.med24info.com/books/psihologiya-sovremennoy-semi-monografiya-spb-rech-436-s-il/test-na-udovletvorennost-brakom-aleshina-yu-e-gozman-ji-ya-dubovskaya-e-m-15109.html (Дата обращения: 28.02.2023).
32. Шкала удовлетворенности жизнью. [Электронный ресурс] – URL: https://cpd-program.ru/methods/swls.htm (Дата обращения: 28.02.2023).